суббота, 16 марта 2013 г.

Будапешт: Я хочу это развидеть


Иногда мне кажется, что СССР оставил в головах стран, где успел побывать, причудливые рубцы на областях, ответственных за все чистое, красивое и удобное. От Австрии до Венгрии - пара часов, а под мостами уже мусор, вагоны покрашены "той самой" красно-коричневой краской, на полустаночках валяются горстьми сваленные шпалы, а на аккуратно высыпанной горе песка пробивается травяная поросль.


Особенно доставила проржавевшая с корнем выкорчеванная урна. Мартовские полуденные тучи, хмурившиеся над крышами Будапешта и бездарными наскальными граффити, подливали антифриза в настроение.
Но мы - люди с Урала. Мы видели Карабаш.
Если вы - турист, и вам непременно захотелось взвидеть будапештских мостов, дворцов, церквей и парламента, не повторяйте нашей ошибки, бегите, зажмурившись, мимо привокзальных бомжей в метро, садитесь в вагончик, и буквально через четыре остановки там будет город-сад. Только не забудьте поменять евро на форинты, Венгрия все-таки не полностью в Евросоюзе.  Если вас не впечатлят нищие на парапете, кое-как одетые женщины и смурные мужчины в спортивных штанах и кожаных куртках, то вам будет сервировано идеальное воспоминание о Будапеште а-ля туризьен.
Перед нами же забрезжили призраки истории Урала конца ХХ - начала XXI века. Правда, в декорациях фасадных решений, выполненных в лучших традициях XVIII-XIX вв. Но такое ощущение, что по этим решениям года три палило и рикошетило какое-то вселенское зло, а потом пришли люди и замазали все чем попало как придется. И в утешение себе все эти люди завели собак.


Довольно быстро мы вышли на проспект Андраши и направились к виднеющейся вдали Колонне Героев. Первое тягостное ощущение отпустило, и тут облака прорезала мысль: мы в незнакомом городе, в стране, языка которой не знаем, и местных денег у нас нет. Банки, знамо дело, не работают - Европа же. Кстати, этот парадокс занимал меня почти весь день: в воскресенье в Будапеште не работает никто, потому что европейцы и пошли гулять собак. Соответственно, под ноги приходится очень внимательно смотреть, чтобы случайно не унести с собой маленький, но чрезвычайно пахучий кусочек Европы. Меж тем, вдоль довольно ровной и широкой улицы резвятся в стилях и формах разнообразные виллы, увешанные объявлениями "сдается" и "продается". 
Венчает проспект мемориальный комплекс, ненавязчиво напоминающий присутствующим о том, как карпатские горцы, объединившись, остановили на Дунае Орду и показали, у кого тут кий, а кто козлопас.

Дальше мы посетили замок Вaйдахуняд с базиликой (вход платный) и главным зданием (с русской надписью "Сельскохозяйственный музей Венгрии" на табличке).


Обошли местный зоопарк и шапито. Справедливо рассудив, что в мебельном супермаркете должен быть банкомат, вознамерились получить местной валюты. Добрый пластиковый ящик честно выдал 10000 форинтов одной купюрой. Призрак девяностых снова потянул к нам свои хладные лапки. "Экспекто патронум" "Мы видели Карабаш!", - подумали мы и сняли еще пару раз по тысяче. 
Воодушевленные финансовым успехом, мы стали присматривать корчму поприличнее. Занятие это в воскресный день - одно из самых безутешных в нетуристических старосветских районах. Нам удалось отворить одну из дверей, зовущую обнаженным меню и манящую изображением пивной кружки. В заведении тотчас повисла неловкая пауза - все местное сообщество в количестве человек восьми уставилось на нас, а по телевизору, который, похоже, гипнотизировал публику до этого, предательски подпрыгивала пара в каком-то аналоге "танцев со звездами". Барменшу воскресные посетители ввергли в полный ступор.
- Do you speak English? - вежливо поинтересовались мы
- ..., - помотала дама головой
- Deutsch? - не унывали мы, - Русский?
- Parlez-vous Fr.., - едва не выграссировала я, но подумала, что о Гедеване Александровиче здесь вряд ли знают, а потому шутку оценить не смогут.
Между тем, на "дойч" среагировала одна из посетительниц. Помогая себе жестами, она в ответ на "essen" изобразила что-то вроде ресторана "Маршал" в двух остановках в том направлении. Пройдя по указанной улице с квартал, мы оказались в чудном ресторанчике "FunnyFox", где на прекрасном английском нам подали венгерского гуляша, стейков и приличнейшего ягодного чая с лимоном. И все это на фоне стремительного вайфая, который указал нам все наши географические оплошности и вывел на туристическую будапештскую тропу. Цены на еду в Фаннифокс раза в полтора ниже австрийских, и за вайфай мы были готовы многое простить, а потому, поблагодарив душевную хозяйку, весело помчались к дунайской набережной вершить венгерский променад вдоль острова, рекомендованного к просмотру внимательными дружищами.
Будет лишним напоминать, что половина старого города Будапешта внесена в список мирового наследия ЮНЕСКО, а туда абы что не впишут. И действительно, от парламента, который и сам достоин всякого восхищения, открывается великолепная панорама на замковый район Буды, Королевский дворец и Рыбацкий Бастион. Предзакатный туман переливается по горе, желейно-оранжевый на вершине, кисельно-розовый в середине и кисейно-синий над шинельно-серой рекой. То была краткая минута понимания, зачем вообще европейскому туристу будапештские зарисовки.

Но дальше нас затянуло метро и привезло на вокзал, полный стоящих пассажиров и снующих продавцов ненужных вещей. Картина, которую составляли желающие уехать, настойчиво советовала вжать голову в плечи, оглянуться, отобрать у кого-нибудь АК-47 и срочно дружить хотя бы с самым замухрышным машинистом. Посреди вокзала, на прицеле всех холодных ветров (стены у здания есть не все) стояло единственное табло, на котором, помимо местных поездов и московского экспресса, были указаны два паровоза до Вены и Цюриха. И для них пока не было обозначено платформы. И вся эта толпенища, плечом к плечу застывшая посередь помещения, живым рифом разрезавшая на ручейки поток пассажиров с прибывающих поездов, вцепилась глазами в равнодушные строчки табло, словно это были два последних поезда в Теплый Край, и всех, кто не влезет в них, на рассвете расстреляют и отключат газ.
Распознав в нагнетаемой панике призраки военного прошлого, мы громко подумали "экспекто патронум" "мы видели Карабаш!" и пошли пить чай.
Чтобы зайти в грязно-пластиковый закуток, без всякой надежды зазывавший вокзальную публику светящейся надписью "korсsma", нам пришлось обогнуть левое крыло строения и пройти по галерее. Почувствовав вдруг задуманный авторами (Дьюла Рохлиц и Янош Фекетехази) простор и воздев очи к шестиметровым потолкам, мы разглядели под грубой штукатуркой остатки фресок и воспоминания о лепнине. Сам вокзал был построен в 1884 году, но реконструкция 1998 года и долгие десятилетия рыночной экономики превратили его в... я даже не знаю, в Челябинске вокзал приличнее.
Сидя в чайной, изучали логику местной торговли, распилившей просторные и высокие залы вокзала на спичечные корчмы, интернет-кафе, почтовый офис и прочие обменные пункты. А выйдя к людям, все так же гипнотизировавшим табло, заценили ажурную стеклянно-металлическую крышу здания и героическую мансарду . И вот это вот чудо архитектурной мысли сейчас в таком состоянии, что его гости вместо восхищения и интереса выражают Мрачную Решимость и ждут, на какую платформу подадут поезда до Вены и Цюриха. 
А это вообще, как выяснилось, один и тот же поезд. И ко всему, с такими смешными сидячими купе в отличие от RailJet, где ты делишь личное пространство максимум с одним спутником.
Впрочем, нам уже настолько хотелось хоть как-то вернуться в оплаченную цивилизацию, что мы водрузились в купе, пережили три часа прыжков и тряски венгерского вагона и, счастливые, как никогда раньше, вышли на центральном венском вокзале.

Продолжение следует...
Подпишитесь на обновления!


Еще фото» Карта» 2 коммент. Пишите, не стесняйтесь !

2 коммент.:

{ Unknown } at: 16 марта 2013 г. в 12:28 комментирует...

++

{ NG } at: 16 марта 2013 г. в 21:19 комментирует...

а я вот думаю, есть ли этимологическая связь между словами "koсsma" и "кошмар" ))

Интересно? Поделись со своими друзьями:


 

© 2011 "Galopom-po-Evropam". All Rights reserved. Powered by Blogger. Produced by Alex Gurov. Design by dzignine.

;