воскресенье, 8 декабря 2013 г.

Ну что тебе сказать про Ватикан


Позавчера пришла открытка, которую мы отправили себе из почтового отделения Ватикана (я так понимаю, единственного в этом городе-государстве). Освежила впечатления, и сам собой напросился давно обещанный пост.


Поскольку наш отель был выбран специально поблизости от Сан-Пьетро, мы просто "встали, оделись и вышли" по улице Крещенцо к ватиканской стене. А так ближайшая к Ватикану станция метро - Оттавиано. По многочисленным советам друзей билетами в музей мы озаботились накануне и заказали их через интернет. В результате получили на айфон модный код, по которому нам торжественно вручили уже бумажные проходки. Все эти онлайн-приключения были призваны сэкономить время и избавить от стояния в очереди других туристов. Однако в начале февраля страшной очереди не было - только так, страшненькая :), человек в 10-20. По рассказам же приятелей и знакомых, осенивших ватиканские коридоры летом, весной и осенью, в другое время там не протолкнуться, а очередь вьется по кассовому залу, выходит на улицу, заворачивается там несколько раз и исчезает за раскаленным углом древней стены.
Соответственно, мы бродили галереям в их практически безлюдном состоянии (сравнимо с Третьяковкой в воскресный летний день). Сперва оценили макет города-государства, выставленный при входе. Осмотр экспозиции начали с икон. В полумраке, тиши и каком-то специальном освещении изображения сцен из жизни святых внезапно стали объемными. Я даже подходила к нескольким вплотную - понять, что же там за игры света и тени. Но нет, при приближении иллюзия теряется. В полутора-двух метрах возвращается обратно.
В одном из залов глянули на меня знакомые лица и нимбы - так и есть, восточноевропейская икона представлена, в том числе, и русской.
Вышли во дворик, передохнули и пошли галереями-переходами искать Сикстинскую капеллу. По дороге посмотрели на античную скульптуру в музее Кьярамонти, подивились работам Рафаэля в одноименных станцах. Проходя по галерее географических карт, восхищались мастерством художников и впечатлялись драгоценными росписями.
И вот, в дымке впечатлений, размышляя о прекрасном, мы добрались до Сикстинской капеллы. Это был единственный зал в музеях Ватикана, перед которым образовалась очередь и куда посетителей пускали порциями. Внутри было действительно тесновато. Волна шепота и бормотания впечатленных экскурсантов постепенно нарастает и разбивается о шиканье смотрителей. Периодически персонал пытается остановить туристов в их самозабвенном желании сфотографировать работу легендарного Микеланджело. Но, понятное дело, без собственного кадра так или иначе зал не покидает ни один из тех, кто попадает в него.
Дальше мы прошли по папским палатам и набрели на собрание предметов религиозного искусства со всех концов мира. Коллекция шаманских тотемов в сердце христианского мира особенно доставила.
 Переходя из зала в зал, разглядывая экспонат за экспонатом я все глубже погружалась в размышления об истинном предназначении церкви и религии как таковой. Меня не назовешь фанатичной христианкой, и к многим обрядам и церемониям я отношусь достаточно критично. Но стоя в Ватикане перед работами художников, навеки признанных человечеством эталонными, понимаешь, что собирать, хранить и поддерживать столь же огромную, сколь хрупкую сферу человеческой культуры может только религия. Не вечны ни правители, ни державы; ни один носитель информации не выдержит груз времени. Едва ли можно как-то пронести сквозь века совершенство иначе, чем постоянно поддерживая его. Но делать это необходимо, потому что одно только прикосновение к шедевру, один только взгляд на него создает новую систему ценностей культуры, задавая ее золотой стандарт и беспощадно отметая все халтуры и поделки.
Наверняка не вечен и Ватикан. Но на мой век его хватило, досталось и возможности передвижения, и свободы посещений. А представьте, сколько людей были лишены шанса увидеть мировые сокровища собственными глазами. Скольким людям такой шанс едва ли предоставится, и сколько - что страшнее - даже не задумываются о нем.
Роден. Тот самый, да, простите за не слишком удачный ракурс. Хочется верить, что еще много людей знают это имя и персонажа на фото.
Вот эта конкретная фреска отчего-то напомнила мне о старых "советских" мультфильмах, создававшихся вручную, когда еще не было компьютерной графики. Теперь их нет, и то, что формирует представления о гармонии в детских мультиках, лично мне кажется тихим ужасом. Хорошо хоть живы росписи Ватикана - возможно когда-нибудь человек вернется в берега.
Словом, если есть желание увидеть Ватикан, лучше это делать именно зимой. В помещениях тепло, а отсутствие суетливо гомощящей туристической толпы сказывается на размышлениях крайне благоприятно. 

Продолжение следует...
Подпишитесь на обновления!


Еще фото» Карта» Пока ни одного комментария. Будь первым!

Интересно? Поделись со своими друзьями:


 

© 2011 "Galopom-po-Evropam". All Rights reserved. Powered by Blogger. Produced by Alex Gurov. Design by dzignine.

;